В настоящее время наука не располагает письменными источниками све-дений о медицине древнейшего в истории Греции и весьма развитого крито-микенского периода. Возможно, в будущем расшифровка крито-микенского линейного письма “Б”, произведенная в 1953 г., позволит восполнить этот пробел в истории медицины Древней Греции.
Первые Греческие литературные памятники – эпические поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея” – являются практически единственными источниками сведений о древнегреческой медицине XII – VI вв. до н. э., т. е. конца крито-микенского, предполисного и архаичного периодов.
О медицине классического периода истории Греции рассказывает вы-дающийся памятник медицинской литературы “Гиппократов сборник”, со-ставленный около III в. до н. э. из сочинений древнегреческих врачей и на-званный именем великого врача античного мира Гиппократа. Некоторые све-дения о медицине архаичного и классического периодов истории Греции со-держатся также в выдающемся произведении Геродота “История в девяти книгах”.
О медицине эпохи эллинизма повествуют труды александрийских уче-ных в изложении Галена и Авла Корнелия Цельса, так как подлинники меди-цинских трактатов не сохранились.
В медицине Греции имелось два направления: народная и храмовая.
Народная медицина. Начала греческой медицины теряются в глубокой древ-ности и, несомненно, связаны с медициной древних культур Востока: египет-ской, вавилонской, индийской.
Медицина в Греции издавна носила светский характер: “Она основыва-лась на эмпирии и в своей основе была свободна от теургии, т. е. Призывания богов, заклинаний, магических приемов и т. п.”
Согласно Гомеру в греческом войске времен Троянской войны были ис-кусные народные врачи, которые успешно лечили раны и знали свойства це-лебных трав. Они пользовались глубоким уважением:
Стоит многих людей один врачеватель искусный:
Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством.
Когда Махаон был ранен Парисом, все войско пришло в смятение от од-ной мысли, что врач мог быть убит.
Гомеровский эпос дает некоторые представления об анатомических по-знаниях того времени и лечении ран. Вскрытия трупов в Древней Греции не производилось, тем не менее, медицинская номенклатура “Иллиады” и “Одиссеи” составила основу терминологии врачей всей Греции и входит в со-став современного анатомического языка.
Согласно Дарамберу в поэмах Гомера описано 141 повреждение тулови-ща и конечностей. Их лечение состояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровооста-навливающих растительных присыпок с последующим наложением повязок.
Лечением и перевязыванием ран в древнегреческом войске занимались не только врачи, но и сами воины. Так, Патрокл перевязывал раненого врача Махона, а раны самого Патрокла, как рассказывает рисунок на античной вазе, перевязывал Ахилл – один из главных героев “Иллиады”
В произведениях Геродота также есть упоминания о врачевании болез-ней в Древней Греции и о влиянии климата на здоровье человека. Говоря о заразных болезнях, он объясняет их возникновение вполне естественными причинами, а никак не божественными. По его мнению, чума и дизентерия в войске Ксеркса возникли от употребления в пищу травы, листьев и древесной коры вместо хлеба, им же истребленного, от скопления войск и от гниения тысяч не погребенных трупов.
Писал Геродот и о высоком положении врача в обществе и о глубоком уважении к врачебной профессии: по свидетельству Геродота, города Греции оспаривали друг у друга лучших врачей, что говорит также и об элементах общественной медицины в Древней Греции.
В период от Гомера до Гиппократа многие выдающиеся поэты и историки Древней Греции упоминали в своих произведениях об отдельных болезнях и их врачевании. Из сказанного ясно, что греческая медицина вышла не из храмов. В творениях Гомера, Гесиода, Пиндара и многих других, мы находим многочисленные и веские доказательства несомненного существования с не-запамятных времен светской, естественной медицины, которую ее могущест-венная соперница, медицина храмов, не в состоянии была ни затмить, ни уничтожить.
Храмовая медицина. Развитие рабовладельческого строя в Древней Греции и укрепление его к VI в. до н. э. обусловило усиление позиций религии, что явилось ярким выражением классового расслоения общества. Именно к это-му периоду истории Греции относится становление храмов, а вместе с ними и храмовой медицины.
Как уже отмечалось, культ Асклепия как бога-целителя сложился в Гре-ции в VII в. до н. э. Несколько позже в Трикке, Эпидавре и на о. Кос были воздвигнуты первые храмы, посвященные этому богу. По меткому замечанию В. П. Карпова, они носили “лечебно санаторный характер”.
В Древней Греции культ Асклепия был очень популярен. Античные ав-торы сообщают более чем о 300 храмах. Самым величественным из них счи-талось святилище Асклепия в Эпидавре, при раскопках которого обнаружены многочисленные архитектурные и письменные памятники, несущие обшир-ную информацию о храмовой медицине Древней Греции.
На территории Храма в Эпидавре, кроме самого храма, были также баня, библиотека, стадион и даже театр, построенный около 450 г. до н. э. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники, воз-двигнутые в честь знаменитых врачей, и стелы, на которых высекались тек-сты о случаях удачного исцеления, которые широко афишировались.
Жрецы строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Безна-дежно больным и роженицам входить на его территорию не разрешалось: ре-лигиозные правила не допускали в святилища все нечистое (связанное с рож-дением или смертью). Каждый вошедший мылся в водах священного источ-ника и приносил жертву богам.
После вечерней службы все больные, пришедшие в храм, ложились спать в крытых галереях вдоль стен храма. Под действием одурманивающих окуриваний, внушения и гипноза больные погружались в “священный” сон. Толкование этих снов составляло существенный фрагмент храмовой медици-ны. Тем не менее, главными средствами врачевания в храмах были: различ-ные формы водолечения, холодные омовения, массаж и гимнастика. Об упот-реблении лекарств в большинстве случаев не упоминается. Есть только от-дельные указания на некоторые хорошо проверенные средства народной ме-дицины, у которой жрецы заимствовали свои приемы. Более того, в трудных случаях, как свидетельствуют источники, жрецы часто приглашали на по-мощь светских врачей.
В уплату за услуги больные приносили в храм изображения исцеленных частей своего тела, сделанные из мрамора, серебра, золота. При раскопках они найдены в Эпидавре в большем количестве. Это мраморные ноги и руки, серебряные сердца, золотые глаза и уши.
“Священные” сны оставались популярными долгое время. В Вавилоне во время последней болезни Александра Македонского его военачальники дол-гое время спали у алтаря бога Сераписа, надеясь, что он спасет царя.
В Древней Греции медицина была семейной профессией и передавалась от отца к сыну, - секреты этого искусства сохранялись внутри рода ли семьи. Такая система подготовки врачей получила название семейной медицинской школы. Позднее рамки семейных школ расширились: в них за определенную плату стали принимать учеников – не членов рода.
Врачи в Древней Греции практиковали в городах, войсках, служили при правителях или ж странствовали в качестве врачей-периодевтов из одного го-рода в другой.
По свидетельству историков, в городах на общественных началах уст-раивались гражданские больницы с официально назначенным врачом, опла-чиваемым государством. Общественные врачи избирались на народном соб-рании после соответственного экзамена. За особые заслуги перед народом они иногда награждались золотым венком и правом гражданства. Эти вели-кие почести были возданы жителями Афин Гиппократу и его сыну Фессалу. Таким образом, в некоторых полисах Древней Греции уже прослеживаются элементы организации медицинского дела, которые позже получили широкое развитие в Древнем Риме. В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них, была индивидуальна по своей философии.
Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI в. до н. э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах: 1. организм есть единство противоположностей, 2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил, 3. противоположное излечивается проти-воположным. Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врач Алкмеон из Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слу-ховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некото-рых болезней.
Книдская медицинская школа заложила основы гуморального учения, со-гласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение – есть причине большинства бо-лезней. 2. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон и Книда – современник Гиппократа, автор многих сочинений.
Косская медицинская школа – главная медицинская школа Древней Гре-ции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфий-ского Оракула попросили Неброса с о. Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, ис-полнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Расцвет косской школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, который вошел в историю как Гиппократ. Косская медицинская школа 1. рассматривала ор-ганизм в тесной связи с окружающей природой, 2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного, 3. развивала основы врачебной этики.
Самые первые биографии Гиппократа были написаны не ранее, чем че-рез несколько столетий спустя после его смерти. Их авторы не были совре-менниками Гиппократа, и поэтому их повествования носят отпечаток леген-дарности, которой было окружено имя великого врача. Одни приписывают ему совершение чудесных исцелений и считали само его имя талисманом и синонимом врачебного искусства. Другие, напротив, пытались оклеветать его. Тем не менее, легенда о Гиппократе прошла через века, передаваясь из поколения в поколения.
Гиппократ жил в период величайшего внутреннего расцвета Греции, ко-гда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей. В политике это был Перикл, в истории – век Геродота и Фу-кида, в философии – век Сократа, Платона, Левиппа, Демокрита, Эмпедола, Анаксагора, в поэзии – век Пиндара, Эсхила, Софокла, Эврипида и Аристо-фана, в области ваяния и зодчества – век Поликлета, Праксителя и Фидия, в области медицины – век Гиппократа.
Гиппократ родился на о. Кос. По отцу, которого звали Гераклит, он при-надлежал к знатному роду врачей. Будучи врачем-периодевтом, он посетил многие города Греции, земли Малой Азии, Скифии, восточное побережье Черного моря, Ливию и Египет. Слава о его врачебном искусстве распростра-нилась во многих государствах. Их правители приглашали его на службу.
Последние годы жизни Гиппократ провел в Лариссе, где и умер в один год с Демокритом.
Гиппократ имел реальные представления о медицине того времени, ее возможностях, трудностях и целях. Это был врач-философ, сочетавший в се-бе большой врачебный опыт с большим пониманием людей и окружавшей природы. Он неустанно заботился о достоинстве врача. Питал глубокое от-вращение к шарлатанам, порочащим высокое искусство.
Наследие Гиппократа и других врачей Древней Греции обобщено в “Гиппократовом сборнике”, который является энциклопедией классического периода истории древнегреческой медицины. Он составлен в III в. до н. э. в знаменитой Александрийской библиотеке, основанной приемниками Алек-сандра Македонского – Птолемеями, правителями эллинистического Египта.
Первые Греческие литературные памятники – эпические поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея” – являются практически единственными источниками сведений о древнегреческой медицине XII – VI вв. до н. э., т. е. конца крито-микенского, предполисного и архаичного периодов.
О медицине классического периода истории Греции рассказывает вы-дающийся памятник медицинской литературы “Гиппократов сборник”, со-ставленный около III в. до н. э. из сочинений древнегреческих врачей и на-званный именем великого врача античного мира Гиппократа. Некоторые све-дения о медицине архаичного и классического периодов истории Греции со-держатся также в выдающемся произведении Геродота “История в девяти книгах”.
О медицине эпохи эллинизма повествуют труды александрийских уче-ных в изложении Галена и Авла Корнелия Цельса, так как подлинники меди-цинских трактатов не сохранились.
В медицине Греции имелось два направления: народная и храмовая.
Народная медицина. Начала греческой медицины теряются в глубокой древ-ности и, несомненно, связаны с медициной древних культур Востока: египет-ской, вавилонской, индийской.
Медицина в Греции издавна носила светский характер: “Она основыва-лась на эмпирии и в своей основе была свободна от теургии, т. е. Призывания богов, заклинаний, магических приемов и т. п.”
Согласно Гомеру в греческом войске времен Троянской войны были ис-кусные народные врачи, которые успешно лечили раны и знали свойства це-лебных трав. Они пользовались глубоким уважением:
Стоит многих людей один врачеватель искусный:
Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством.
Когда Махаон был ранен Парисом, все войско пришло в смятение от од-ной мысли, что врач мог быть убит.
Гомеровский эпос дает некоторые представления об анатомических по-знаниях того времени и лечении ран. Вскрытия трупов в Древней Греции не производилось, тем не менее, медицинская номенклатура “Иллиады” и “Одиссеи” составила основу терминологии врачей всей Греции и входит в со-став современного анатомического языка.
Согласно Дарамберу в поэмах Гомера описано 141 повреждение тулови-ща и конечностей. Их лечение состояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровооста-навливающих растительных присыпок с последующим наложением повязок.
Лечением и перевязыванием ран в древнегреческом войске занимались не только врачи, но и сами воины. Так, Патрокл перевязывал раненого врача Махона, а раны самого Патрокла, как рассказывает рисунок на античной вазе, перевязывал Ахилл – один из главных героев “Иллиады”
В произведениях Геродота также есть упоминания о врачевании болез-ней в Древней Греции и о влиянии климата на здоровье человека. Говоря о заразных болезнях, он объясняет их возникновение вполне естественными причинами, а никак не божественными. По его мнению, чума и дизентерия в войске Ксеркса возникли от употребления в пищу травы, листьев и древесной коры вместо хлеба, им же истребленного, от скопления войск и от гниения тысяч не погребенных трупов.
Писал Геродот и о высоком положении врача в обществе и о глубоком уважении к врачебной профессии: по свидетельству Геродота, города Греции оспаривали друг у друга лучших врачей, что говорит также и об элементах общественной медицины в Древней Греции.
В период от Гомера до Гиппократа многие выдающиеся поэты и историки Древней Греции упоминали в своих произведениях об отдельных болезнях и их врачевании. Из сказанного ясно, что греческая медицина вышла не из храмов. В творениях Гомера, Гесиода, Пиндара и многих других, мы находим многочисленные и веские доказательства несомненного существования с не-запамятных времен светской, естественной медицины, которую ее могущест-венная соперница, медицина храмов, не в состоянии была ни затмить, ни уничтожить.
Храмовая медицина. Развитие рабовладельческого строя в Древней Греции и укрепление его к VI в. до н. э. обусловило усиление позиций религии, что явилось ярким выражением классового расслоения общества. Именно к это-му периоду истории Греции относится становление храмов, а вместе с ними и храмовой медицины.
Как уже отмечалось, культ Асклепия как бога-целителя сложился в Гре-ции в VII в. до н. э. Несколько позже в Трикке, Эпидавре и на о. Кос были воздвигнуты первые храмы, посвященные этому богу. По меткому замечанию В. П. Карпова, они носили “лечебно санаторный характер”.
В Древней Греции культ Асклепия был очень популярен. Античные ав-торы сообщают более чем о 300 храмах. Самым величественным из них счи-талось святилище Асклепия в Эпидавре, при раскопках которого обнаружены многочисленные архитектурные и письменные памятники, несущие обшир-ную информацию о храмовой медицине Древней Греции.
На территории Храма в Эпидавре, кроме самого храма, были также баня, библиотека, стадион и даже театр, построенный около 450 г. до н. э. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники, воз-двигнутые в честь знаменитых врачей, и стелы, на которых высекались тек-сты о случаях удачного исцеления, которые широко афишировались.
Жрецы строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Безна-дежно больным и роженицам входить на его территорию не разрешалось: ре-лигиозные правила не допускали в святилища все нечистое (связанное с рож-дением или смертью). Каждый вошедший мылся в водах священного источ-ника и приносил жертву богам.
После вечерней службы все больные, пришедшие в храм, ложились спать в крытых галереях вдоль стен храма. Под действием одурманивающих окуриваний, внушения и гипноза больные погружались в “священный” сон. Толкование этих снов составляло существенный фрагмент храмовой медици-ны. Тем не менее, главными средствами врачевания в храмах были: различ-ные формы водолечения, холодные омовения, массаж и гимнастика. Об упот-реблении лекарств в большинстве случаев не упоминается. Есть только от-дельные указания на некоторые хорошо проверенные средства народной ме-дицины, у которой жрецы заимствовали свои приемы. Более того, в трудных случаях, как свидетельствуют источники, жрецы часто приглашали на по-мощь светских врачей.
В уплату за услуги больные приносили в храм изображения исцеленных частей своего тела, сделанные из мрамора, серебра, золота. При раскопках они найдены в Эпидавре в большем количестве. Это мраморные ноги и руки, серебряные сердца, золотые глаза и уши.
“Священные” сны оставались популярными долгое время. В Вавилоне во время последней болезни Александра Македонского его военачальники дол-гое время спали у алтаря бога Сераписа, надеясь, что он спасет царя.
В Древней Греции медицина была семейной профессией и передавалась от отца к сыну, - секреты этого искусства сохранялись внутри рода ли семьи. Такая система подготовки врачей получила название семейной медицинской школы. Позднее рамки семейных школ расширились: в них за определенную плату стали принимать учеников – не членов рода.
Врачи в Древней Греции практиковали в городах, войсках, служили при правителях или ж странствовали в качестве врачей-периодевтов из одного го-рода в другой.
По свидетельству историков, в городах на общественных началах уст-раивались гражданские больницы с официально назначенным врачом, опла-чиваемым государством. Общественные врачи избирались на народном соб-рании после соответственного экзамена. За особые заслуги перед народом они иногда награждались золотым венком и правом гражданства. Эти вели-кие почести были возданы жителями Афин Гиппократу и его сыну Фессалу. Таким образом, в некоторых полисах Древней Греции уже прослеживаются элементы организации медицинского дела, которые позже получили широкое развитие в Древнем Риме. В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них, была индивидуальна по своей философии.
Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI в. до н. э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах: 1. организм есть единство противоположностей, 2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил, 3. противоположное излечивается проти-воположным. Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врач Алкмеон из Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слу-ховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некото-рых болезней.
Книдская медицинская школа заложила основы гуморального учения, со-гласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение – есть причине большинства бо-лезней. 2. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон и Книда – современник Гиппократа, автор многих сочинений.
Косская медицинская школа – главная медицинская школа Древней Гре-ции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфий-ского Оракула попросили Неброса с о. Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, ис-полнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Расцвет косской школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, который вошел в историю как Гиппократ. Косская медицинская школа 1. рассматривала ор-ганизм в тесной связи с окружающей природой, 2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного, 3. развивала основы врачебной этики.
Самые первые биографии Гиппократа были написаны не ранее, чем че-рез несколько столетий спустя после его смерти. Их авторы не были совре-менниками Гиппократа, и поэтому их повествования носят отпечаток леген-дарности, которой было окружено имя великого врача. Одни приписывают ему совершение чудесных исцелений и считали само его имя талисманом и синонимом врачебного искусства. Другие, напротив, пытались оклеветать его. Тем не менее, легенда о Гиппократе прошла через века, передаваясь из поколения в поколения.
Гиппократ жил в период величайшего внутреннего расцвета Греции, ко-гда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей. В политике это был Перикл, в истории – век Геродота и Фу-кида, в философии – век Сократа, Платона, Левиппа, Демокрита, Эмпедола, Анаксагора, в поэзии – век Пиндара, Эсхила, Софокла, Эврипида и Аристо-фана, в области ваяния и зодчества – век Поликлета, Праксителя и Фидия, в области медицины – век Гиппократа.
Гиппократ родился на о. Кос. По отцу, которого звали Гераклит, он при-надлежал к знатному роду врачей. Будучи врачем-периодевтом, он посетил многие города Греции, земли Малой Азии, Скифии, восточное побережье Черного моря, Ливию и Египет. Слава о его врачебном искусстве распростра-нилась во многих государствах. Их правители приглашали его на службу.
Последние годы жизни Гиппократ провел в Лариссе, где и умер в один год с Демокритом.
Гиппократ имел реальные представления о медицине того времени, ее возможностях, трудностях и целях. Это был врач-философ, сочетавший в се-бе большой врачебный опыт с большим пониманием людей и окружавшей природы. Он неустанно заботился о достоинстве врача. Питал глубокое от-вращение к шарлатанам, порочащим высокое искусство.
Наследие Гиппократа и других врачей Древней Греции обобщено в “Гиппократовом сборнике”, который является энциклопедией классического периода истории древнегреческой медицины. Он составлен в III в. до н. э. в знаменитой Александрийской библиотеке, основанной приемниками Алек-сандра Македонского – Птолемеями, правителями эллинистического Египта.