Значительная часть древнейших римских письменных памятников по-гибла. Судить об их содержании можно по произведениям более поздних ав-торов. Из дошедших до нас сочинений для характеристики развития медици-ны в Древнем Риме особый интерес представляют: поэма “о природе вещей” Тита Луреция Кара, трактат “О медицине” Авла Корнелия Цельса, труд “О назначении частей человеческого тела” выдающегося врача Древнего мира Галена. Интересным источником информации о медицине Древнего Рима яв-ляются также греческие и латинские эпиграммы – короткие, но богатые по содержанию стихотворения, отражающие деятельность врачей.
В древней Италии вплоть до II в. до н. э. обходились без врачей профес-сионалов. Лечили дома народными средствами: травами, кореньями и плода-ми, настоями и отварами, часто совмещая это все с магией и наговорами. По свидетельству видного писателя и политического деятеля М. П. Катона, са-мым популярным лечебным средством считалась капуста: “Капуста из всех овощей – первая. Ешь ее вареной и сырой… она чудо как помогает пищева-рению, устанавливает желудок, а моча того, кто ее ест, служит лекарством от всего. Натерши, прикладывай ее ко всем ранам и нарывам… она все вылечит, выгонит боль из головы и из глаз…”
В конце III – начале II в. до н. э. в столице Римской империи стали появ-ляться свободные врачи греческого происхождения. Первым греческим вра-чом в городе Риме считается пелопоннесец Архагат. Он приехал в столицу в 219 г. до н. э. и был тепло встречен горожанами. Ему предоставили право римского гражданина и выделили государственный дом для частной практи-ки. Начало деятельности принесло Архгату большую популярность. Однако вскоре прижигания и хирургические операции, которые он производил, резко изменили отношения к нему римлян: его прозвали “живодером” и перестали к нему обращаться. Прошло несколько столетий, прежде чем греческая меди-цина получила признание в Риме. Важной вехой в этом отношении явился указ Юлия Цезаря, который в 46 г. до н. э. предоставил почетное право рим-ского гражданства как приезжим врачам из Греции, Малой Азии, Египта, так и местным жителям, обучившимся медицине. Таким образом, в Римской им-перии стали проявляться элементы государственной регламентации медицин-ского дела.
Древний Рим внес существенный вклад в развитие военной медицины. Постоянная римская армия, ведущая широкие завоевательные войны, требо-вала большого количества врачей-профессионалов. Они имелись во всех ро-дах войск. Каждая когорта, состоявшая из 1000 человек, должна была содер-жать 4 врачей-хирургов. Во флоте на каждом военном корабле было по одно-му врачу. Каждому воину полагалось иметь при себе необходимый перевя-зочный материал для оказания первой помощи себе и раненым товарищам. В частях создавались специальные санитарные команды из 8 – 10 крепких мо-лодых воинов, которых называли deputati. Верхом на лошадях за линией боя они подбирали раненых. Для этой цели их седла имели по два стремени на левой стороне. Deputati возили с собой фляги с водой и, возможно, делали первую перевязку. За каждого спасенного воина им платили золотом.
После битвы раненых отвозили в ближайший город или в военный ла-герь, где устраивались военные учреждения для больных, по одному на каж-дые 3-4 легиона. Обслуживающий персонал этих учреждений состоял из вра-чей, экономов, инструментариев и младшего персонала. Инструментарии за-ведовали инструментами, лекарствами и перевязочными материалами. Младший персонал, главным образом из рабов, использовался для ухода за больными. Колумелла в своем труде “De re rustica” (“О сельском хозяйстве”) писал о таких заведениях для рабов, которые обслуживались рабами-медиками. Однако в большинстве случаев рабов не лечили. В столице боль-ных рабов отправляли на остров Бартоломея и оставляли там умирать. В слу-чае выздоровления такой раб становился свободным и, согласно декрету им-ператора Клавдия, не должен был возвращаться к рабовладельцу.
Наряду с военной медициной развивалось медицинское дело в городах и отдельных провинциях, где государственные власти учредили оплачиваемые должности врачей – архиатров. В городах архиатры объединялись в коллегию и находились под контролем городских властей и центрального правительст-ва, которые следили за их выборами и назначениями. Процедура выборов на-поминала строгий экзамен, после которого врач получал звание “Врач, ут-вержденный государством”. Архиатры работали при объединениях ремес-ленников, в банях, театрах и цирках. Выдающийся врач древности Гален, грек по происхождению, в молодые годы в течение ряда лет работал врачом в школе гладиаторов в Пергаме. Имеются сведения и о привлечении врачей в качестве судебных медиков. Так, врач Антистий участвовал в расследовании убийства Юлия Цезаря. Архиатры имели постоянное жалование, но им раз-решалась и частная практика.
В обязанности главы городских архиатров входило преподавание меди-цины в специальных школах, которые были учреждены в Риме, Афинах, Александрии, Антиохии, Берите и других городах империи. Анатомия препо-давалась на животных, а иногда - на раненых и больных. Практическую ме-дицину изучали у постели больного.
Закон строго определял права и обязанности учащихся. Все свое время они должны были отдавать учению. Им запрещалось участвовать в пиршест-вах и иметь подозрительные знакомства. Нарушавший эти правила, подвер-гался телесному наказанию, а в ряде случаев высылался в родной город до окончания обучения.
Наряду с государственными медицинскими школами в Римской империи существовало небольшое число частных медицинских школ. Одну из них ос-новал Асклепиад.
Со временем положение врачей в Риме укрепилось. Они получили боль-шие права и даже льготы. Так, во время войны врачи и их сыновья освобож-дались от воинской повинности. Подобные привилегии привлекали в Рим иноземных врачей, что привело к их избытку, конкуренции и в результате, к узкой специализации. Уже к концу II в. до н. э. в столице были зубные и глаз-ные врачи, специалисты, которые лечили только болезни мочевого пузыря, или хирурги, которые производили только одну операцию, например грыже-сечение или камнесечение.
Положение врача в Римской империи значительно отличалось от поло-жения врача в Древней Греции, где врач был освобожден от обязанностей пе-ред государством. В Греции, врачи привлекались к службе государству лишь в случае эпидемии и на время военных походов с согласия самого врача.
В медицине Древнего Рима имелось два направления: материалистиче-ский и идеалистический.
Материалистические тенденции. Мировоззрение древних римлян в зна-чительной степени испытывало влияние древнегреческий философии. Ато-мистическое учение, созданное выдающимися греческими философами-материалистами Левкиппом, Демокритом и Эпикурои, вошло в философию древнего Рима и нашло свое отражение в произведениях виднейшего пред-ставителя римского эпикуреизма – поэта Тита Лукреция Кара. Его поэма “De retum natura” в шести книгах явилась энциклопедией того времени и отразила передовые воззрения римлян в области философии, естествознания, медици-ны, психологии и истории.
“Ею восхищались Цицерон и Вергилий, на нее раздраженно набрасыва-лись отцы церкви, справедливо подозревая в Лукреции страшную для себя опасность. Эта поэма определила многие черты мировоззрения Ньютона и Ломоносова, приводила в восторг Герцена, глубоко интересовала молодого Маркса…” – писал в 1947 г. в предисловии к русскому изданию поэмы С. И. Вавилов.
В поэме “О природе вещей” Лукреций подходит к вопросам медицины и естествознания с точки зрения атомистического учения. В популярной форме он говорит о сложном строении живых организмов из мельчайших движу-щихся частиц – атомов, высказывает мысль о постепенном развитии расти-тельного и животного мира, о различиях организмов и передаче признаков по наследству, о вымирании неприспособленных и выживании приспособлен-ных организмов. Он дает характеристику некоторым заболеваниям и весьма точно описывает отдельные симптомы
Учение Эпикура и передовые взгляды Лукреция оказали большое влия-ние на Аслепиада из Вифинии – видного римского врача, грека по рождению. Развитие материалистического направления в медицине Древнего Рима тесно связано с основанной им методической школой. По представлениям Аскле-пиада, болезнь являлась результатом “застоя частиц” в порах и каналах тела и расстройства движения соков и пневмы. Согласно этим воззрениям большое значение имели правильные потоотделение и дыхание кожных покровов. По-этому лечение Асклепиада было направлено на восстановление нарушенных функций и состояло из простых и естественных мероприятий: разумной дие-ты, соблюдение чистоты кожи, водолечения, массажа, ванн и движения в са-мых различных вариантах. Асклепиад советовал своим пациентам ходить пешком и ездить верхом на лошадях, путешествовать в кибитке и на корабле – словом, находиться в постоянном движении. Парализованных, он советовал носить на коврах и раскачивать. Главную задачу своего лечения Асклепиад видел в том, чтобы расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Каждый метод его лечения был детально разработан и применялся строго индивидуально. Медикаменты назначались крайне редко.
Обширную информацию о римской медицине дает энциклопедический труд Авла Корнелия Цельса, родившегося на рубеже I в. до н. э. Будучи ши-роко образованным человеком и богатым рабовладельцем, он привлек боль-шой штат переводчиков и создал обширный энциклопедический свод, в кото-рый входило более 20 книг по различным отраслям знаний: философии, ри-торике, праву, медицине, сельскому хозяйству и военному делу. Значитель-ная часть этого выдающегося труда погибла. До нас дошли только книги VI – XIII под общим названием “De medicina”. В них изложены известные в то время знания по диетике, гигиене, патологии, терапии и хирургии.
При создании своего многотомного руководства Цельс подробно про-анализировал и обобщил многочисленные труды греческих, александрийских и индийских врачей. Так, приведенное им описание четырех признаков вос-паления (покраснение, припухлость, боль, жар), по всей вероятности, заим-ствовано из древнеиндийских рукописей. Благодаря Цельсу мы знаем о рабо-тах выдающихся врачей Древнего мира, сочинения которых не сохранились.
Особое место Цельс уделил хирургии. Без его энциклопедического свода наши знания о деятельности хирургов александрийской школы были бы зна-чительно беднее. Цельс сам занимался врачебной практикой: он лечил рабов, считая их лечение более выгодным, чем потеря обученного и знающего свое дело специалиста.
Трактат Цельса внес существенный вклад в развитие научной медицин-ской терминологии. Язык его сочинений – классический. По мнению Плиния Старшего, это – золотая латынь в отличие от варварской латыни средних ве-ков.
Плиний Старший – видный представитель энциклопедического направ-ления в римской прозе, писатель, ученый и государственный деятель. Из мно-гочисленных трудов Плиния сохранились лишь “Historia naturalis” (Естест-венная история) в 37 книгах. В ней обобщены знания того времени по астро-номии, географии, истории, зоологии, ботанике, сельскому хозяйству, меди-цине, минералогии. Обзору медицинских знаний посвящены книги XXIII – XXVII его труда. Лекарства животного происхождения описаны в книгах XXVIII – XXXII.
Наряду со строго научными знаниями Плиний изложил и представления парадосографов и даже народные поверья. Это соответствует традиции книжного энциклопедического знания, характерного для поздней античности. Так, в книге VII собраны сведения об аномалиях человеческой природы: о рождениях двойняшек и тройняшек, о младенцах-уродах и даже о передаче признаков по наследству в “четвертом колене”. Плиний пересказал также суеверия и предрассудки того времени: описал птицу-феникс и гиппокентав-ра, которого, как он утверждает, видел сам в бальзамированном виде.
Книжное энциклопедическое знание, широко распространенное в Рим-ской империи в I – II вв. н. э., постепенно уступило место компилярным тру-дам. Это свидетельствует о снижении уровня научных знаний и постепенном нарастании теологической направленности.
Идеалистические тенденции. Политический и экономический кризис Римской Империи оказал решающее влияние на судьбы поздней римской фи-лософии, культуры и науки. В I в. до н. э. начали зарождаться идеи будущего христианства.
Во многих отраслях естествознания обострились дуалистические тен-денции. Это четко прослеживается на судьбе поздней античной астрономии. С одной точки зрения, античная астрономия к концу I в. н. э. окончательно усвоила достижения вавилонской математической астрономии, с другой – ря-дом с научной астрономией широкое развитие у древних римлян получила эллинистическая астрология, которая возникла, как полагают, в III в. до н. э. в школе Бероса на о. Кос. Главной задачей римской астрологии стало составле-ние гороскопов. Астрологи служили и при дворе римских императоров.
Противоречия, свойственные поздней римской науке, ярко отразились в трудах Птолемея. С одной стороны, Птолемей создал самое выдающееся про-изведение античной астрономии, в котором подробно изложил общепринятое в то время учение о геоцентрическом движении планет и их взаимообуслов-ленной связи друг с другом и с Землей. С другой стороны, именно Птолемею принадлежит одно из крупнейших произведений по античной астрологии, в котором изложены преставления о влиянии небесных тел на человечество, материки и природные явления в целом. Такая двойственность характеризует деятельность многих ученых периода поздней античности, когда усилились идеалистические настроения и обострилась борьба между “Линией Демокри-та” и “Линией Платона” – двумя основными движениями в философии. В об-ласти медицины этот дуализм проявился в деятельности величайшего врача древнего мира – Галена.
Выдающийся врач Древнего мира Гален родился в г. Пергаме в семье ар-хитектора. В возрасте 14 лет Гален начал занятия в философской школе. С 17 лет он посвятил себя медицине, которую изучал в Пергаме, Смирне, Корин-фе, Афинах, но особенно в Александрии, где его учителями были последова-тели Герофила и Эразистрата.
С большой тщательностью изучал Гален труды своих предшественников и современников. Вследствие, цитируя их или ссылаясь на них, Гален сохра-нил для последующих поколений имена и достижения тех, чьи сочинения по-гибли или сгорели во время многочисленных пожаров хранилищ рукописей.
Гален много путешествовал: посетил Кипр, Палестину, Лемнос, Каппа-докию, Аквилею. Вернувшись в свой родной город, он в течение ряда лет ра-ботал должности врача в школе гладиаторов Пергама. После восстания гла-диаторов, Гален переехал в Рим, где прославился своими лекциями и успеш-ной медицинской практикой.
Гален признается автором более чем 125 трудов по медицине, из кото-рых до наших дней сохранилось около 80. Важнейшими из них, являются: “О больных частях тела”, “Об анатомии”, “Терапевтические методы”, “О составе лекарств”. Несколько работ Галена посвящено комментариям трудов “Гиппо-кратова сборника”.
Дуализм Галена проявился в его колебаниях между материализмом и идеализмом.
Материалистическая позиция прослеживается в его исследованиях в об-ласти анатомии и физиологии. К тому времени когда Гален прибыл в Алек-сандрию, там уже перестали производить секции человеческих трупов, и Га-лен анатомировал высших обезьян, свиней, собак и копытных, а иногда даже львов и слонов; часто проводил вивисекции. Данные, полученные при много-численных вскрытиях животных, он переносил в анатомию человека. Так, в трактате “Об анатомии мышц” им описано около 300 мышц. Среди них есть такие, которые отсутствуют у человека, но есть у некоторых животных. В то же время Гален не описал характерную для человеческой руки мышцу, про-тивопоставляющую большой палец. Впоследствии эту и многие другие ошибки Галена исправил выдающийся анатом эпохи возрождения Андреас Везалий.
Гален подробно изучил анатомию всех систем организма. Он описал кости, мышцы, связки, внутренние органы, но особенно велики его заслуги в области исследования нервной системы. Гален описал все отделы головного и спинного мозга, семь пар черепно-мозговых нервов, 58 спинномозговых нервов и нервы внутренних органов. Он широко использовал поперечны и продольные сечения спинного мозга в целях исследования чувствительных и двигательных расстройств ниже места сечения.
Он правильно описал анатомическое строение сердца, венечных сосудов и артериальный проток. Однако перегородку сердца Гален ошибочно считал проницаемой для крови. По его мнению, кровь могла беспрепятственно пере-ходить из правого желудочка в левый, минуя периферические сосуды и круги кровообращения. Эта неправильная точка зрения считалась абсолютно пра-вильной и не подлежащей критике вплоть до XVI столетия, когда испанский ученый-богослов М. Сервет, сожженный Ж. Кальвином на медленном огне в 1553 г., в своем труде “Возрождение христианства” впервые в Европе описал малый круг кровообращения. Математическое и экспериментальное обосно-вания кругового движения крови было дано только спустя сто лет англий-ским ученым У. Гарвеем.
Гален широко занимался лечебной практикой. Его учение о болезнях но-сило гуморальный характер и основывалось на представлениях о четырех главных соках организма: крови, слизи, желтой и черной желчи. Он был опытным хирургом и считал анатомию фундаментом хирургии.
Гален внес большой вклад в развитие фармакологии. Ряд лекарственных средств, получаемых путем механической и физико-химической обработки природного сырья, до настоящего времени носит название “галеновы препа-раты”.
Произведения Галена в течение 14 веков были основным источником медицинских знаний в Европе.
Гален жил в период рабовладельческого строя, когда в философии ожи-вились идеалистические тенденции. Большое влияние на формирование ми-ровоззрения Галена оказали: учение Платона о пневме и учение Аристотеля о целесообразности всего созданного природой.
Учение Галена и его значение трудно переоценить. Рядом с Галеном мо-гут быть поставлены лишь Гиппократ и Авиценна. Неутомимый исследова-тель природы, основоположник экспериментальной анатомии и физиологии, терапевт и хирург.
В древней Италии вплоть до II в. до н. э. обходились без врачей профес-сионалов. Лечили дома народными средствами: травами, кореньями и плода-ми, настоями и отварами, часто совмещая это все с магией и наговорами. По свидетельству видного писателя и политического деятеля М. П. Катона, са-мым популярным лечебным средством считалась капуста: “Капуста из всех овощей – первая. Ешь ее вареной и сырой… она чудо как помогает пищева-рению, устанавливает желудок, а моча того, кто ее ест, служит лекарством от всего. Натерши, прикладывай ее ко всем ранам и нарывам… она все вылечит, выгонит боль из головы и из глаз…”
В конце III – начале II в. до н. э. в столице Римской империи стали появ-ляться свободные врачи греческого происхождения. Первым греческим вра-чом в городе Риме считается пелопоннесец Архагат. Он приехал в столицу в 219 г. до н. э. и был тепло встречен горожанами. Ему предоставили право римского гражданина и выделили государственный дом для частной практи-ки. Начало деятельности принесло Архгату большую популярность. Однако вскоре прижигания и хирургические операции, которые он производил, резко изменили отношения к нему римлян: его прозвали “живодером” и перестали к нему обращаться. Прошло несколько столетий, прежде чем греческая меди-цина получила признание в Риме. Важной вехой в этом отношении явился указ Юлия Цезаря, который в 46 г. до н. э. предоставил почетное право рим-ского гражданства как приезжим врачам из Греции, Малой Азии, Египта, так и местным жителям, обучившимся медицине. Таким образом, в Римской им-перии стали проявляться элементы государственной регламентации медицин-ского дела.
Древний Рим внес существенный вклад в развитие военной медицины. Постоянная римская армия, ведущая широкие завоевательные войны, требо-вала большого количества врачей-профессионалов. Они имелись во всех ро-дах войск. Каждая когорта, состоявшая из 1000 человек, должна была содер-жать 4 врачей-хирургов. Во флоте на каждом военном корабле было по одно-му врачу. Каждому воину полагалось иметь при себе необходимый перевя-зочный материал для оказания первой помощи себе и раненым товарищам. В частях создавались специальные санитарные команды из 8 – 10 крепких мо-лодых воинов, которых называли deputati. Верхом на лошадях за линией боя они подбирали раненых. Для этой цели их седла имели по два стремени на левой стороне. Deputati возили с собой фляги с водой и, возможно, делали первую перевязку. За каждого спасенного воина им платили золотом.
После битвы раненых отвозили в ближайший город или в военный ла-герь, где устраивались военные учреждения для больных, по одному на каж-дые 3-4 легиона. Обслуживающий персонал этих учреждений состоял из вра-чей, экономов, инструментариев и младшего персонала. Инструментарии за-ведовали инструментами, лекарствами и перевязочными материалами. Младший персонал, главным образом из рабов, использовался для ухода за больными. Колумелла в своем труде “De re rustica” (“О сельском хозяйстве”) писал о таких заведениях для рабов, которые обслуживались рабами-медиками. Однако в большинстве случаев рабов не лечили. В столице боль-ных рабов отправляли на остров Бартоломея и оставляли там умирать. В слу-чае выздоровления такой раб становился свободным и, согласно декрету им-ператора Клавдия, не должен был возвращаться к рабовладельцу.
Наряду с военной медициной развивалось медицинское дело в городах и отдельных провинциях, где государственные власти учредили оплачиваемые должности врачей – архиатров. В городах архиатры объединялись в коллегию и находились под контролем городских властей и центрального правительст-ва, которые следили за их выборами и назначениями. Процедура выборов на-поминала строгий экзамен, после которого врач получал звание “Врач, ут-вержденный государством”. Архиатры работали при объединениях ремес-ленников, в банях, театрах и цирках. Выдающийся врач древности Гален, грек по происхождению, в молодые годы в течение ряда лет работал врачом в школе гладиаторов в Пергаме. Имеются сведения и о привлечении врачей в качестве судебных медиков. Так, врач Антистий участвовал в расследовании убийства Юлия Цезаря. Архиатры имели постоянное жалование, но им раз-решалась и частная практика.
В обязанности главы городских архиатров входило преподавание меди-цины в специальных школах, которые были учреждены в Риме, Афинах, Александрии, Антиохии, Берите и других городах империи. Анатомия препо-давалась на животных, а иногда - на раненых и больных. Практическую ме-дицину изучали у постели больного.
Закон строго определял права и обязанности учащихся. Все свое время они должны были отдавать учению. Им запрещалось участвовать в пиршест-вах и иметь подозрительные знакомства. Нарушавший эти правила, подвер-гался телесному наказанию, а в ряде случаев высылался в родной город до окончания обучения.
Наряду с государственными медицинскими школами в Римской империи существовало небольшое число частных медицинских школ. Одну из них ос-новал Асклепиад.
Со временем положение врачей в Риме укрепилось. Они получили боль-шие права и даже льготы. Так, во время войны врачи и их сыновья освобож-дались от воинской повинности. Подобные привилегии привлекали в Рим иноземных врачей, что привело к их избытку, конкуренции и в результате, к узкой специализации. Уже к концу II в. до н. э. в столице были зубные и глаз-ные врачи, специалисты, которые лечили только болезни мочевого пузыря, или хирурги, которые производили только одну операцию, например грыже-сечение или камнесечение.
Положение врача в Римской империи значительно отличалось от поло-жения врача в Древней Греции, где врач был освобожден от обязанностей пе-ред государством. В Греции, врачи привлекались к службе государству лишь в случае эпидемии и на время военных походов с согласия самого врача.
В медицине Древнего Рима имелось два направления: материалистиче-ский и идеалистический.
Материалистические тенденции. Мировоззрение древних римлян в зна-чительной степени испытывало влияние древнегреческий философии. Ато-мистическое учение, созданное выдающимися греческими философами-материалистами Левкиппом, Демокритом и Эпикурои, вошло в философию древнего Рима и нашло свое отражение в произведениях виднейшего пред-ставителя римского эпикуреизма – поэта Тита Лукреция Кара. Его поэма “De retum natura” в шести книгах явилась энциклопедией того времени и отразила передовые воззрения римлян в области философии, естествознания, медици-ны, психологии и истории.
“Ею восхищались Цицерон и Вергилий, на нее раздраженно набрасыва-лись отцы церкви, справедливо подозревая в Лукреции страшную для себя опасность. Эта поэма определила многие черты мировоззрения Ньютона и Ломоносова, приводила в восторг Герцена, глубоко интересовала молодого Маркса…” – писал в 1947 г. в предисловии к русскому изданию поэмы С. И. Вавилов.
В поэме “О природе вещей” Лукреций подходит к вопросам медицины и естествознания с точки зрения атомистического учения. В популярной форме он говорит о сложном строении живых организмов из мельчайших движу-щихся частиц – атомов, высказывает мысль о постепенном развитии расти-тельного и животного мира, о различиях организмов и передаче признаков по наследству, о вымирании неприспособленных и выживании приспособлен-ных организмов. Он дает характеристику некоторым заболеваниям и весьма точно описывает отдельные симптомы
Учение Эпикура и передовые взгляды Лукреция оказали большое влия-ние на Аслепиада из Вифинии – видного римского врача, грека по рождению. Развитие материалистического направления в медицине Древнего Рима тесно связано с основанной им методической школой. По представлениям Аскле-пиада, болезнь являлась результатом “застоя частиц” в порах и каналах тела и расстройства движения соков и пневмы. Согласно этим воззрениям большое значение имели правильные потоотделение и дыхание кожных покровов. По-этому лечение Асклепиада было направлено на восстановление нарушенных функций и состояло из простых и естественных мероприятий: разумной дие-ты, соблюдение чистоты кожи, водолечения, массажа, ванн и движения в са-мых различных вариантах. Асклепиад советовал своим пациентам ходить пешком и ездить верхом на лошадях, путешествовать в кибитке и на корабле – словом, находиться в постоянном движении. Парализованных, он советовал носить на коврах и раскачивать. Главную задачу своего лечения Асклепиад видел в том, чтобы расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Каждый метод его лечения был детально разработан и применялся строго индивидуально. Медикаменты назначались крайне редко.
Обширную информацию о римской медицине дает энциклопедический труд Авла Корнелия Цельса, родившегося на рубеже I в. до н. э. Будучи ши-роко образованным человеком и богатым рабовладельцем, он привлек боль-шой штат переводчиков и создал обширный энциклопедический свод, в кото-рый входило более 20 книг по различным отраслям знаний: философии, ри-торике, праву, медицине, сельскому хозяйству и военному делу. Значитель-ная часть этого выдающегося труда погибла. До нас дошли только книги VI – XIII под общим названием “De medicina”. В них изложены известные в то время знания по диетике, гигиене, патологии, терапии и хирургии.
При создании своего многотомного руководства Цельс подробно про-анализировал и обобщил многочисленные труды греческих, александрийских и индийских врачей. Так, приведенное им описание четырех признаков вос-паления (покраснение, припухлость, боль, жар), по всей вероятности, заим-ствовано из древнеиндийских рукописей. Благодаря Цельсу мы знаем о рабо-тах выдающихся врачей Древнего мира, сочинения которых не сохранились.
Особое место Цельс уделил хирургии. Без его энциклопедического свода наши знания о деятельности хирургов александрийской школы были бы зна-чительно беднее. Цельс сам занимался врачебной практикой: он лечил рабов, считая их лечение более выгодным, чем потеря обученного и знающего свое дело специалиста.
Трактат Цельса внес существенный вклад в развитие научной медицин-ской терминологии. Язык его сочинений – классический. По мнению Плиния Старшего, это – золотая латынь в отличие от варварской латыни средних ве-ков.
Плиний Старший – видный представитель энциклопедического направ-ления в римской прозе, писатель, ученый и государственный деятель. Из мно-гочисленных трудов Плиния сохранились лишь “Historia naturalis” (Естест-венная история) в 37 книгах. В ней обобщены знания того времени по астро-номии, географии, истории, зоологии, ботанике, сельскому хозяйству, меди-цине, минералогии. Обзору медицинских знаний посвящены книги XXIII – XXVII его труда. Лекарства животного происхождения описаны в книгах XXVIII – XXXII.
Наряду со строго научными знаниями Плиний изложил и представления парадосографов и даже народные поверья. Это соответствует традиции книжного энциклопедического знания, характерного для поздней античности. Так, в книге VII собраны сведения об аномалиях человеческой природы: о рождениях двойняшек и тройняшек, о младенцах-уродах и даже о передаче признаков по наследству в “четвертом колене”. Плиний пересказал также суеверия и предрассудки того времени: описал птицу-феникс и гиппокентав-ра, которого, как он утверждает, видел сам в бальзамированном виде.
Книжное энциклопедическое знание, широко распространенное в Рим-ской империи в I – II вв. н. э., постепенно уступило место компилярным тру-дам. Это свидетельствует о снижении уровня научных знаний и постепенном нарастании теологической направленности.
Идеалистические тенденции. Политический и экономический кризис Римской Империи оказал решающее влияние на судьбы поздней римской фи-лософии, культуры и науки. В I в. до н. э. начали зарождаться идеи будущего христианства.
Во многих отраслях естествознания обострились дуалистические тен-денции. Это четко прослеживается на судьбе поздней античной астрономии. С одной точки зрения, античная астрономия к концу I в. н. э. окончательно усвоила достижения вавилонской математической астрономии, с другой – ря-дом с научной астрономией широкое развитие у древних римлян получила эллинистическая астрология, которая возникла, как полагают, в III в. до н. э. в школе Бероса на о. Кос. Главной задачей римской астрологии стало составле-ние гороскопов. Астрологи служили и при дворе римских императоров.
Противоречия, свойственные поздней римской науке, ярко отразились в трудах Птолемея. С одной стороны, Птолемей создал самое выдающееся про-изведение античной астрономии, в котором подробно изложил общепринятое в то время учение о геоцентрическом движении планет и их взаимообуслов-ленной связи друг с другом и с Землей. С другой стороны, именно Птолемею принадлежит одно из крупнейших произведений по античной астрологии, в котором изложены преставления о влиянии небесных тел на человечество, материки и природные явления в целом. Такая двойственность характеризует деятельность многих ученых периода поздней античности, когда усилились идеалистические настроения и обострилась борьба между “Линией Демокри-та” и “Линией Платона” – двумя основными движениями в философии. В об-ласти медицины этот дуализм проявился в деятельности величайшего врача древнего мира – Галена.
Выдающийся врач Древнего мира Гален родился в г. Пергаме в семье ар-хитектора. В возрасте 14 лет Гален начал занятия в философской школе. С 17 лет он посвятил себя медицине, которую изучал в Пергаме, Смирне, Корин-фе, Афинах, но особенно в Александрии, где его учителями были последова-тели Герофила и Эразистрата.
С большой тщательностью изучал Гален труды своих предшественников и современников. Вследствие, цитируя их или ссылаясь на них, Гален сохра-нил для последующих поколений имена и достижения тех, чьи сочинения по-гибли или сгорели во время многочисленных пожаров хранилищ рукописей.
Гален много путешествовал: посетил Кипр, Палестину, Лемнос, Каппа-докию, Аквилею. Вернувшись в свой родной город, он в течение ряда лет ра-ботал должности врача в школе гладиаторов Пергама. После восстания гла-диаторов, Гален переехал в Рим, где прославился своими лекциями и успеш-ной медицинской практикой.
Гален признается автором более чем 125 трудов по медицине, из кото-рых до наших дней сохранилось около 80. Важнейшими из них, являются: “О больных частях тела”, “Об анатомии”, “Терапевтические методы”, “О составе лекарств”. Несколько работ Галена посвящено комментариям трудов “Гиппо-кратова сборника”.
Дуализм Галена проявился в его колебаниях между материализмом и идеализмом.
Материалистическая позиция прослеживается в его исследованиях в об-ласти анатомии и физиологии. К тому времени когда Гален прибыл в Алек-сандрию, там уже перестали производить секции человеческих трупов, и Га-лен анатомировал высших обезьян, свиней, собак и копытных, а иногда даже львов и слонов; часто проводил вивисекции. Данные, полученные при много-численных вскрытиях животных, он переносил в анатомию человека. Так, в трактате “Об анатомии мышц” им описано около 300 мышц. Среди них есть такие, которые отсутствуют у человека, но есть у некоторых животных. В то же время Гален не описал характерную для человеческой руки мышцу, про-тивопоставляющую большой палец. Впоследствии эту и многие другие ошибки Галена исправил выдающийся анатом эпохи возрождения Андреас Везалий.
Гален подробно изучил анатомию всех систем организма. Он описал кости, мышцы, связки, внутренние органы, но особенно велики его заслуги в области исследования нервной системы. Гален описал все отделы головного и спинного мозга, семь пар черепно-мозговых нервов, 58 спинномозговых нервов и нервы внутренних органов. Он широко использовал поперечны и продольные сечения спинного мозга в целях исследования чувствительных и двигательных расстройств ниже места сечения.
Он правильно описал анатомическое строение сердца, венечных сосудов и артериальный проток. Однако перегородку сердца Гален ошибочно считал проницаемой для крови. По его мнению, кровь могла беспрепятственно пере-ходить из правого желудочка в левый, минуя периферические сосуды и круги кровообращения. Эта неправильная точка зрения считалась абсолютно пра-вильной и не подлежащей критике вплоть до XVI столетия, когда испанский ученый-богослов М. Сервет, сожженный Ж. Кальвином на медленном огне в 1553 г., в своем труде “Возрождение христианства” впервые в Европе описал малый круг кровообращения. Математическое и экспериментальное обосно-вания кругового движения крови было дано только спустя сто лет англий-ским ученым У. Гарвеем.
Гален широко занимался лечебной практикой. Его учение о болезнях но-сило гуморальный характер и основывалось на представлениях о четырех главных соках организма: крови, слизи, желтой и черной желчи. Он был опытным хирургом и считал анатомию фундаментом хирургии.
Гален внес большой вклад в развитие фармакологии. Ряд лекарственных средств, получаемых путем механической и физико-химической обработки природного сырья, до настоящего времени носит название “галеновы препа-раты”.
Произведения Галена в течение 14 веков были основным источником медицинских знаний в Европе.
Гален жил в период рабовладельческого строя, когда в философии ожи-вились идеалистические тенденции. Большое влияние на формирование ми-ровоззрения Галена оказали: учение Платона о пневме и учение Аристотеля о целесообразности всего созданного природой.
Учение Галена и его значение трудно переоценить. Рядом с Галеном мо-гут быть поставлены лишь Гиппократ и Авиценна. Неутомимый исследова-тель природы, основоположник экспериментальной анатомии и физиологии, терапевт и хирург.