17 ноября 2011 в Министерстве здравоохранения Украины состоялась коллегия, посвященная подведению итогов выполнения в 2011 г. задач Программы экономических реформ на 2010-2014 гг в
сфере здравоохранения, и Национального плана действий на 2011 год по
внедрению Программы экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое
общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство»,
утвержденного Указом Президента Украины от 27.04.2011 г. № 504/2011. В
работе коллегии приняли участие Александр Анищенко, министр
здравоохранения Украины, Татьяна Бахтеева, председатель Комитета
Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения, Анатолий Максюта,
руководитель Главного управления по вопросам реформирования
Администрации Президента Украины, представители НАМН Украины,
руководства и аппарата МОЗ
Украины, управлений здравоохранения областных, районных и городских
государственных администраций, профсоюзов, представителей общественных
организацийОткрывая
заседание, Александр Анищенко, министр здравоохранения Украины,
отметил, что проведение реформы является главной задачей для
министерства, руководителей пилотных регионов и отрасли в целом. Он
сообщил, что процесс реформирования системы медицинского обслуживания
было подвергнуто критике со стороны Президента Украины и
Премьер-министра во время расширенного заседания Правительства и
Комитета экономических реформ, которое состоялось 2 ноября. Так,
Президент Украины выразил недовольство работой в тех регионах, которые
не являются пилотными, и подчеркнул, что модернизация первичной сети
должна быть завершена до конца 2012 г. Николай Азаров, в свою очередь,
отметил несвоевременности проведения государственных закупок. Однако
основное направление мероприятий на 2011 г. - реформирование первичного
уровня медико-санитарной помощи - было поддержано.
Далее министр кратко проинформировал присутствующих о состоянии реформирования системы здравоохранения, основная цель которого - сделать эту систему качественной и доступной как по территориальному, так и по экономическим показателям, независимо от места нахождения пациента и его материального положения. Вторым главной задачей реформы является улучшение условий труда и социальной защиты медиков, повышение уровня оплаты труда, создание мотивационных стимулов к оказанию более качественной медицинской помощи.
Как известно, 7 июля 2011 Верховная Рада Украины приняла два закона, которые обеспечивают проведение реформы - «О внесении изменений в Основы законодательства Украины о здравоохранении относительно усовершенствования предоставления медицинской помощи» и «О порядке проведения реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и г. Киеве ». Разработан и зарегистрирован в Верховной Раде Украины еще два законопроекта - «Об особенностях деятельности учреждений здравоохранения» и «Об общегосударственной системе предоставления экстренной медицинской помощи», которые должны быть рассмотрены в ближайшее время. Сейчас работа министерства по разработке всех подзаконных нормативных актов, необходимых для реализации пилотных проектов, находится на завершающем этапе. Сформирована законодательная база для реализации I этапа реформы - структурной реорганизации первичного звена и создание центров первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). В пилотных регионах совместно с органами местного самоуправления в этом направлении проводится активная работа. По состоянию на сегодня в Винницкой области зарегистрировано 27 центров ПМСП, в Днепропетровской - принято решение о создании 70 центров ПМСП, из которых зарегистрировано 45, в Донецкой - принято решение о создании 70 центров ПМСП, началась работа по их регистрации, в Киеве - идет активный процесс открытия амбулаторий семейной медицины.
Проведение организационно-структурных изменений, безусловно, нуждается в улучшении материально-технической базы. С этой целью для пилотных регионов в бюджете 2012 предусмотрено 327 300 000 грн., Которые в основном будут направлены на закупку диагностического оборудования, автомобилей для врачей первичного звена. К концу 2011 г. будет закуплено 290 автомобилей скорой медицинской помощи для пилотных регионов.
Кроме организационно-структурных преобразований, планируются изменения и в системе финансирования. С 2012 г. в пилотных регионах финансирование будет осуществляться за программно-целевым методом, будут введены 4 программы. Первая - первичный уровень - будет финансироваться из районных и городских бюджетов. Вторая - вторичная (специализированная) медицинская помощь - финансироваться из областного бюджета. Третья - третичная (высокоспециализированная) и четвертая - экстренная медицинская помощь - также финансироваться из областного бюджета (более подробно об изменениях в системе финансирования см.: Укр. Мед. Журнал 5 (85) - IX / X 2011). Программно-целевой метод финансирования позволит нивелировать административные границы в пределах области и создать единое медицинское пространство при оказании вторичной, третичной и экстренной медицинской помощи.
II этап реформы - это создание в 2012 г. в пилотных регионах единой системы предоставления экстренной медицинской помощи и структурная реорганизация оказания вторичной медицинской помощи. Для подготовки этого этапа пилотными регионами проводится работа по организации госпитальных округов, определение пунктов временного базирования бригад скорой медицинской помощи, и самое главное - работа по принятию решений органами местного самоуправления о передаче на областной уровень учреждений здравоохранения, оказывающих экстренную и вторичную медицинскую помощь . Эта работа полностью завершена только в Днепропетровской области.
В 2013 г. будут подводиться итоги всего сделанного, анализ результатов, коррекция допущенных ошибок, обобщение всего опыта, и с 2014 г. начнется реформирование системы здравоохранения всей страны. До конца нынешнего года должна закончиться работа над проектом закона о социальном медицинском страховании, после его принятия в течение 2-3 лет в соответствующих фондах будут аккумулироваться средства, и с 2015 г. система здравоохранения Украины начнет работать на принципах страховой медицины.
Коснувшись реформирования отрасли в непилотних регионах, министр отметил, что каждая область должна определить направления, которые, в первую очередь, нуждаются в реорганизации. Во многих регионах такая работа уже проводится. На Харьковщине есть свои наработки по реформированию первичного звена и системы предоставления экстренной медицинской помощи, в Закарпатье - в концентрации ресурсов в условиях оказания медицинской помощи в сложных условиях высокогорных и отдаленных районов. Житомирщина - пионер в развитии перинатальной помощи, Автономная Республика Крым и Буковина - в создании университетских клиник, Ивано-Франковск, Львов и Киев - оказание паллиативной помощи и создания хосписов. Все регионы должны перенять опыт пилотных и, когда в следующем году начнется реформирование первичного звена, не делать тех же ошибок.
А. Анищенко также акцентировал внимание на том, что процесс реформирования ощутимо влияет и на ситуацию на фармацевтическом рынке Украины. При разработке клинических стандартов, протоколов лечения должно учитываться ассортимент лекарств, которые предлагают отечественные производители, и их потенциальные возможности. Также он отметил, что только полностью раскрыв потенциал отечественной фармацевтической промышленности, можно наполнить стандарты содержании, а не пустыми пожеланиями. С этой целью разработаны и утверждены правительством Государственную целевую научно-техническую программу создания и проведения доклинических испытаний отечественных лекарственных средств для обеспечения охраны здоровья человека и удовлетворения потребностей ветеринарной медицины на 2011-2015 гг Еще одним позитивным шагом, по мнению А. Анищенко, было принятие постановления Кабинета Министров Украины от 08.08.2011 г. № 932 «Об усовершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемых за счет средств государственного и местных бюджетов». Это позволит проводить государственные закупки по более низким ценам, расширить объемы и номенклатуру лекарственных средств, закупаемых за государственные средства, и достичь экономии средств, которая в 2011 г. составила 140 млн грн.
Было отмечено также необходимость привлекать к сотрудничеству частный сектор. Программа экономических реформ предусматривает расширение частно-государственного партнерства и сейчас министерство готово сделать первые шаги в этом направлении. Во-первых, узаконено договоры с врачами - частными предпринимателями на оказание медицинской помощи. Во-вторых, предоставлено право на выписку листков нетрудоспособности учреждениям всех форм собственности. В-третьих, упрощена процедура получения лицензии на медицинскую практику. Изменения в приказ МЗ Украины от 02.02.2011 г. № 49 «Об утверждении Реформа первичной медицинской помощи. СтратегияЛицензийних условий осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике »предусматривают введение декларативного принципа лицензирования.
В своем докладе «Реформа медицинского обслуживания. Первичная медицинская помощь - стратегическое направление развития здравоохранения »Александр Толстанов, заместитель министра здравоохранения Украины, остановился на особенностях структуры и функционирования центров ПМСП и требований к предоставлению первичной медико-санитарной помощи в соответствии с задачами, поставленными программой экономических реформ Президента Украины .
Он отметил, что вопрос разграничения первичной и вторичной помощи и образования центра ПМСП впервые было озвучено и поддержано МОЗ Украины в 2004 г. во время выездной коллегии Минздрава в Комсомольске Полтавской области. На протяжении последующих лет такие центры создавались в Украине на основе местных инициатив. Близнюковский район на Харьковщине, Новоград-Волынский на Житомирщине, Каменец-Подольский на Хмельнитчине и другие площадки. Месяц назад принято решение о создании первого центра ПМСП на Луганщине. В последнее время процесс создания центров ускорился. Прежде всего это касается пилотных регионов, где он должен быть завершенным до конца года. На сегодня создание центров ПМСП является одним из главных направлений реформы, которая требует четкого осознания особенностей и типовых черт этого заведения.
Что же такое центр ПМСП? С чем известным и понятным его можно сравнить?
Центр ПМСП - это, прежде всего, учреждение здравоохранения, что, как и всякий заведение, имеет руководство, административно-управленческие и хозяйственные подразделения. Но, в отличие, от, скажем, больницы, лечебно-профилактические подразделения центра ПМСП - это ФАПы, амбулатории семейной медицины, медицинские пункты, медицинские кабинеты.
Предметом деятельности Центра ПМСП являются:
организационно-методическое руководство и координация деятельности структурных подразделений Центра на территории, которую он обслуживает, по вопросам предоставления населению доступной, своевременной, качественной и эффективной первичной медико-санитарной помощи;
организация оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе неотложной, в определенном законодательством порядке;
проведения профилактических прививок;
обеспечение права граждан на свободный выбор врача, который предоставляет первичную медико-санитарную помощь (врача общей практики - семейного врача, участкового терапевта, участкового педиатра), в определенном законодательством порядке;
планирование, организация, участие и контроль за проведением профилактических осмотров и диспансеризации населения;
обеспечение соблюдения преемственности и последовательности в оказании медицинских услуг населению с учреждениями здравоохранения и учреждениями, оказывающими вторичную (специализированную), третичную (высокоспециализированную) и экстренную медицинскую помощь (медицинский маршрут пациента);
организация отбора и направления больных на консультацию и лечение в учреждения здравоохранения и учреждений, предоставляющих вторичную (специализированную) и третичную (высокоспециализированную) медицинскую помощь, а также отбора больных на санаторно-курортное лечение и реабилитацию в определенном законодательством порядке;
обеспечения соблюдения стандартов и унифицированных клинических протоколов медицинской помощи;
внедрение новых форм и методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации заболеваний и состояний;
организация стационарозаминних форм оказания медицинской помощи;
проведение экспертизы временной нетрудоспособности и контроля за выдачей листков нетрудоспособности;
направления на МСЭК лиц со стойкой утратой трудоспособности;
участие в проведении информационной и образовательно-разъяснительной работы среди населения по формированию здорового образа жизни;
организация льготного обеспечения лекарственными средствами населения в определенном законодательством порядке;
проведение мероприятий по предотвращению и своевременному выявлению заболеваний, снижению уровня осложнений, инвалидности и смертности населения, прежде всего, от предупредительных заболеваний и состояний;
координация внедрения и контроль за выполнением местных программ и мероприятий по вопросам совершенствования оказания первичной медико-санитарной помощи;
определение проблемных вопросов оказания первичной медико-санитарной помощи и путей их решения;
разработка планов развития первичной медико-санитарной помощи;
проведение совместно с санитарно-эпидемиологической службой профилактических и противоэпидемических мероприятий;
определение потребности структурных подразделений Центра и населения в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, медицинском оборудовании и транспортных средствах для обеспечения населения доступной, своевременной и качественной медицинской помощью;
мониторинг обеспечения и рациональное применение лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинского оборудования и транспортных средств;
мониторинг исполнения и финансового обеспечения государственных социальных нормативов по обеспечению населения первичной медико-санитарной помощью;
изучение, анализ и прогнозирование показателей состояния здоровья населения и участие в разработке мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения;
обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников Центра;
медицинская практика;
хранение, перевозка, приобретение, пересылка, отпуск, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
другие функции, вытекающие из возложенных на Центр задач.
Отмечено, что амбулатория, независимо от того, находится она рядом с административными подразделениями центра или отдельно, должна самостоятельно обеспечивать полный и одинаковый комплекс профилактических, диагностических и лечебных услуг в пределах компетенции первичной помощи. Задача руководства центра заключается в обеспечении равной доступности для населения первичной помощи надлежащего качества путем создания, материально-технического и кадрового обеспечения сети амбулаторий, приближенных к гражданам.
Соответственно, центр ПМСП - это в любом случае не более мощная структура, которая предоставляет услуги более широкого спектра и лучшего качества, чем среднестатистическая амбулатория.
Замминистра предостерег от попыток создавать центры ПМСП под личные интересы их главных врачей, что может проявляться в попытках концентрировать лучшее оборудование и специалистов, образовывать дополнительные особые структуры как говорится «на центральной базе», поскольку это противоречит задачам, поставленным Президентом Украины и правительством. Доступ к первичной медицинской помощи и ее качество не должно отличаться для населения, независимо от того, где человек проживает - в отдаленном микрорайоне, поселке или вблизи бывшей поликлиники, где разместилась администрация заведения.
Следует заметить, что и А. Анищенко, и А. Толстанов в своих выступлениях отмечали, что простое увеличение объемов финансирования первичного звена не даст никакого эффекта, если это не скажется на доходах непосредственных поставщиков первичной помощи ─ врача и медицинской сестры.
Реформа первичной медицинской помощи. Стратегия
Министр здравоохранения частности сообщил, что в проекте Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» предусмотрена выплата с 1 января 2012 г. медицинский и фармацевтическим работникам помощи на оздоровление в размере должностного оклада при предоставлении основного ежегодного отпуска (постановление Кабинета Министров Украины от 11.05.2011 г. № 524), установление минимальной заработной платы в месячном размере: с 1 января - 1073 грн., с 1 апреля - 1094 грн., с 1 июля - 1102 грн., с 1 октября - 1118 грн ., с 1 декабря - 1134 грн. В почасовом размере: с 1 января - 6,43 грн., С 1 апреля - 6,56 грн., С 1 июля - 6,61 грн., С 1 октября - 6,7 грн., С 1 декабря - 6, 8 грн. То есть предусмотрено среднегодовой рост заработной платы на 13,5%.
В пилотных регионах нарабатываются новые методики оплаты труда медиков, согласно которым заработная плата будет состоять из двух компонентов. Первый - неизменный - это ставка соответствии со штатным расписанием и единой тарифной сетки, второй - надбавка - в зависимости от объемов и качества предоставляемых медицинских услуг. В случае успеха эта методика будет распространена на все государство. Кроме этого, разрабатывается программа привлечения медицинских работников к работе в первичном звене - так называемый социальный пакет. До 1 декабря 2011 г. все пилотные регионы должны предоставить свои предложения по этому поводу.
Далее министр кратко проинформировал присутствующих о состоянии реформирования системы здравоохранения, основная цель которого - сделать эту систему качественной и доступной как по территориальному, так и по экономическим показателям, независимо от места нахождения пациента и его материального положения. Вторым главной задачей реформы является улучшение условий труда и социальной защиты медиков, повышение уровня оплаты труда, создание мотивационных стимулов к оказанию более качественной медицинской помощи.
Как известно, 7 июля 2011 Верховная Рада Украины приняла два закона, которые обеспечивают проведение реформы - «О внесении изменений в Основы законодательства Украины о здравоохранении относительно усовершенствования предоставления медицинской помощи» и «О порядке проведения реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и г. Киеве ». Разработан и зарегистрирован в Верховной Раде Украины еще два законопроекта - «Об особенностях деятельности учреждений здравоохранения» и «Об общегосударственной системе предоставления экстренной медицинской помощи», которые должны быть рассмотрены в ближайшее время. Сейчас работа министерства по разработке всех подзаконных нормативных актов, необходимых для реализации пилотных проектов, находится на завершающем этапе. Сформирована законодательная база для реализации I этапа реформы - структурной реорганизации первичного звена и создание центров первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). В пилотных регионах совместно с органами местного самоуправления в этом направлении проводится активная работа. По состоянию на сегодня в Винницкой области зарегистрировано 27 центров ПМСП, в Днепропетровской - принято решение о создании 70 центров ПМСП, из которых зарегистрировано 45, в Донецкой - принято решение о создании 70 центров ПМСП, началась работа по их регистрации, в Киеве - идет активный процесс открытия амбулаторий семейной медицины.
Проведение организационно-структурных изменений, безусловно, нуждается в улучшении материально-технической базы. С этой целью для пилотных регионов в бюджете 2012 предусмотрено 327 300 000 грн., Которые в основном будут направлены на закупку диагностического оборудования, автомобилей для врачей первичного звена. К концу 2011 г. будет закуплено 290 автомобилей скорой медицинской помощи для пилотных регионов.
Кроме организационно-структурных преобразований, планируются изменения и в системе финансирования. С 2012 г. в пилотных регионах финансирование будет осуществляться за программно-целевым методом, будут введены 4 программы. Первая - первичный уровень - будет финансироваться из районных и городских бюджетов. Вторая - вторичная (специализированная) медицинская помощь - финансироваться из областного бюджета. Третья - третичная (высокоспециализированная) и четвертая - экстренная медицинская помощь - также финансироваться из областного бюджета (более подробно об изменениях в системе финансирования см.: Укр. Мед. Журнал 5 (85) - IX / X 2011). Программно-целевой метод финансирования позволит нивелировать административные границы в пределах области и создать единое медицинское пространство при оказании вторичной, третичной и экстренной медицинской помощи.
II этап реформы - это создание в 2012 г. в пилотных регионах единой системы предоставления экстренной медицинской помощи и структурная реорганизация оказания вторичной медицинской помощи. Для подготовки этого этапа пилотными регионами проводится работа по организации госпитальных округов, определение пунктов временного базирования бригад скорой медицинской помощи, и самое главное - работа по принятию решений органами местного самоуправления о передаче на областной уровень учреждений здравоохранения, оказывающих экстренную и вторичную медицинскую помощь . Эта работа полностью завершена только в Днепропетровской области.
В 2013 г. будут подводиться итоги всего сделанного, анализ результатов, коррекция допущенных ошибок, обобщение всего опыта, и с 2014 г. начнется реформирование системы здравоохранения всей страны. До конца нынешнего года должна закончиться работа над проектом закона о социальном медицинском страховании, после его принятия в течение 2-3 лет в соответствующих фондах будут аккумулироваться средства, и с 2015 г. система здравоохранения Украины начнет работать на принципах страховой медицины.
Коснувшись реформирования отрасли в непилотних регионах, министр отметил, что каждая область должна определить направления, которые, в первую очередь, нуждаются в реорганизации. Во многих регионах такая работа уже проводится. На Харьковщине есть свои наработки по реформированию первичного звена и системы предоставления экстренной медицинской помощи, в Закарпатье - в концентрации ресурсов в условиях оказания медицинской помощи в сложных условиях высокогорных и отдаленных районов. Житомирщина - пионер в развитии перинатальной помощи, Автономная Республика Крым и Буковина - в создании университетских клиник, Ивано-Франковск, Львов и Киев - оказание паллиативной помощи и создания хосписов. Все регионы должны перенять опыт пилотных и, когда в следующем году начнется реформирование первичного звена, не делать тех же ошибок.
А. Анищенко также акцентировал внимание на том, что процесс реформирования ощутимо влияет и на ситуацию на фармацевтическом рынке Украины. При разработке клинических стандартов, протоколов лечения должно учитываться ассортимент лекарств, которые предлагают отечественные производители, и их потенциальные возможности. Также он отметил, что только полностью раскрыв потенциал отечественной фармацевтической промышленности, можно наполнить стандарты содержании, а не пустыми пожеланиями. С этой целью разработаны и утверждены правительством Государственную целевую научно-техническую программу создания и проведения доклинических испытаний отечественных лекарственных средств для обеспечения охраны здоровья человека и удовлетворения потребностей ветеринарной медицины на 2011-2015 гг Еще одним позитивным шагом, по мнению А. Анищенко, было принятие постановления Кабинета Министров Украины от 08.08.2011 г. № 932 «Об усовершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемых за счет средств государственного и местных бюджетов». Это позволит проводить государственные закупки по более низким ценам, расширить объемы и номенклатуру лекарственных средств, закупаемых за государственные средства, и достичь экономии средств, которая в 2011 г. составила 140 млн грн.
Было отмечено также необходимость привлекать к сотрудничеству частный сектор. Программа экономических реформ предусматривает расширение частно-государственного партнерства и сейчас министерство готово сделать первые шаги в этом направлении. Во-первых, узаконено договоры с врачами - частными предпринимателями на оказание медицинской помощи. Во-вторых, предоставлено право на выписку листков нетрудоспособности учреждениям всех форм собственности. В-третьих, упрощена процедура получения лицензии на медицинскую практику. Изменения в приказ МЗ Украины от 02.02.2011 г. № 49 «Об утверждении Реформа первичной медицинской помощи. СтратегияЛицензийних условий осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике »предусматривают введение декларативного принципа лицензирования.
В своем докладе «Реформа медицинского обслуживания. Первичная медицинская помощь - стратегическое направление развития здравоохранения »Александр Толстанов, заместитель министра здравоохранения Украины, остановился на особенностях структуры и функционирования центров ПМСП и требований к предоставлению первичной медико-санитарной помощи в соответствии с задачами, поставленными программой экономических реформ Президента Украины .
Он отметил, что вопрос разграничения первичной и вторичной помощи и образования центра ПМСП впервые было озвучено и поддержано МОЗ Украины в 2004 г. во время выездной коллегии Минздрава в Комсомольске Полтавской области. На протяжении последующих лет такие центры создавались в Украине на основе местных инициатив. Близнюковский район на Харьковщине, Новоград-Волынский на Житомирщине, Каменец-Подольский на Хмельнитчине и другие площадки. Месяц назад принято решение о создании первого центра ПМСП на Луганщине. В последнее время процесс создания центров ускорился. Прежде всего это касается пилотных регионов, где он должен быть завершенным до конца года. На сегодня создание центров ПМСП является одним из главных направлений реформы, которая требует четкого осознания особенностей и типовых черт этого заведения.
Что же такое центр ПМСП? С чем известным и понятным его можно сравнить?
Центр ПМСП - это, прежде всего, учреждение здравоохранения, что, как и всякий заведение, имеет руководство, административно-управленческие и хозяйственные подразделения. Но, в отличие, от, скажем, больницы, лечебно-профилактические подразделения центра ПМСП - это ФАПы, амбулатории семейной медицины, медицинские пункты, медицинские кабинеты.
Предметом деятельности Центра ПМСП являются:
организационно-методическое руководство и координация деятельности структурных подразделений Центра на территории, которую он обслуживает, по вопросам предоставления населению доступной, своевременной, качественной и эффективной первичной медико-санитарной помощи;
организация оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе неотложной, в определенном законодательством порядке;
проведения профилактических прививок;
обеспечение права граждан на свободный выбор врача, который предоставляет первичную медико-санитарную помощь (врача общей практики - семейного врача, участкового терапевта, участкового педиатра), в определенном законодательством порядке;
планирование, организация, участие и контроль за проведением профилактических осмотров и диспансеризации населения;
обеспечение соблюдения преемственности и последовательности в оказании медицинских услуг населению с учреждениями здравоохранения и учреждениями, оказывающими вторичную (специализированную), третичную (высокоспециализированную) и экстренную медицинскую помощь (медицинский маршрут пациента);
организация отбора и направления больных на консультацию и лечение в учреждения здравоохранения и учреждений, предоставляющих вторичную (специализированную) и третичную (высокоспециализированную) медицинскую помощь, а также отбора больных на санаторно-курортное лечение и реабилитацию в определенном законодательством порядке;
обеспечения соблюдения стандартов и унифицированных клинических протоколов медицинской помощи;
внедрение новых форм и методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации заболеваний и состояний;
организация стационарозаминних форм оказания медицинской помощи;
проведение экспертизы временной нетрудоспособности и контроля за выдачей листков нетрудоспособности;
направления на МСЭК лиц со стойкой утратой трудоспособности;
участие в проведении информационной и образовательно-разъяснительной работы среди населения по формированию здорового образа жизни;
организация льготного обеспечения лекарственными средствами населения в определенном законодательством порядке;
проведение мероприятий по предотвращению и своевременному выявлению заболеваний, снижению уровня осложнений, инвалидности и смертности населения, прежде всего, от предупредительных заболеваний и состояний;
координация внедрения и контроль за выполнением местных программ и мероприятий по вопросам совершенствования оказания первичной медико-санитарной помощи;
определение проблемных вопросов оказания первичной медико-санитарной помощи и путей их решения;
разработка планов развития первичной медико-санитарной помощи;
проведение совместно с санитарно-эпидемиологической службой профилактических и противоэпидемических мероприятий;
определение потребности структурных подразделений Центра и населения в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, медицинском оборудовании и транспортных средствах для обеспечения населения доступной, своевременной и качественной медицинской помощью;
мониторинг обеспечения и рациональное применение лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинского оборудования и транспортных средств;
мониторинг исполнения и финансового обеспечения государственных социальных нормативов по обеспечению населения первичной медико-санитарной помощью;
изучение, анализ и прогнозирование показателей состояния здоровья населения и участие в разработке мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения;
обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников Центра;
медицинская практика;
хранение, перевозка, приобретение, пересылка, отпуск, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
другие функции, вытекающие из возложенных на Центр задач.
Отмечено, что амбулатория, независимо от того, находится она рядом с административными подразделениями центра или отдельно, должна самостоятельно обеспечивать полный и одинаковый комплекс профилактических, диагностических и лечебных услуг в пределах компетенции первичной помощи. Задача руководства центра заключается в обеспечении равной доступности для населения первичной помощи надлежащего качества путем создания, материально-технического и кадрового обеспечения сети амбулаторий, приближенных к гражданам.
Соответственно, центр ПМСП - это в любом случае не более мощная структура, которая предоставляет услуги более широкого спектра и лучшего качества, чем среднестатистическая амбулатория.
Замминистра предостерег от попыток создавать центры ПМСП под личные интересы их главных врачей, что может проявляться в попытках концентрировать лучшее оборудование и специалистов, образовывать дополнительные особые структуры как говорится «на центральной базе», поскольку это противоречит задачам, поставленным Президентом Украины и правительством. Доступ к первичной медицинской помощи и ее качество не должно отличаться для населения, независимо от того, где человек проживает - в отдаленном микрорайоне, поселке или вблизи бывшей поликлиники, где разместилась администрация заведения.
Следует заметить, что и А. Анищенко, и А. Толстанов в своих выступлениях отмечали, что простое увеличение объемов финансирования первичного звена не даст никакого эффекта, если это не скажется на доходах непосредственных поставщиков первичной помощи ─ врача и медицинской сестры.
Реформа первичной медицинской помощи. Стратегия
Министр здравоохранения частности сообщил, что в проекте Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» предусмотрена выплата с 1 января 2012 г. медицинский и фармацевтическим работникам помощи на оздоровление в размере должностного оклада при предоставлении основного ежегодного отпуска (постановление Кабинета Министров Украины от 11.05.2011 г. № 524), установление минимальной заработной платы в месячном размере: с 1 января - 1073 грн., с 1 апреля - 1094 грн., с 1 июля - 1102 грн., с 1 октября - 1118 грн ., с 1 декабря - 1134 грн. В почасовом размере: с 1 января - 6,43 грн., С 1 апреля - 6,56 грн., С 1 июля - 6,61 грн., С 1 октября - 6,7 грн., С 1 декабря - 6, 8 грн. То есть предусмотрено среднегодовой рост заработной платы на 13,5%.
В пилотных регионах нарабатываются новые методики оплаты труда медиков, согласно которым заработная плата будет состоять из двух компонентов. Первый - неизменный - это ставка соответствии со штатным расписанием и единой тарифной сетки, второй - надбавка - в зависимости от объемов и качества предоставляемых медицинских услуг. В случае успеха эта методика будет распространена на все государство. Кроме этого, разрабатывается программа привлечения медицинских работников к работе в первичном звене - так называемый социальный пакет. До 1 декабря 2011 г. все пилотные регионы должны предоставить свои предложения по этому поводу.